Главная » Статьи » Мои статьи

Современные подходы проблемного обучения на уроках химии
Современные подходы проблемного обучения на уроках химии
Бекжанова Э.К., учитель химии НИШ ФМН г. Семей
Школы в современном мире являются одной из главных ступеней, которые могут обеспечить вхождение человека в социальный мир, где они могут адаптироваться в нем. Особенно это необходимо для учащихся, так как они должны быть готовы в продолжению обучения, к жизни, к переменам, равивать инициативность качества, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности. Все это нужно для того. Чтобы наши дети были конкуретноспособными в современном мире, смогли внести какой-нибудь вклад в науку, технику для развития страны в которой они живут и быть настоящими патриотами своей Родины и наконец, чтобы обеспечить свое будущее. Чтобы осуществить все это, учащиеся должны творчески мыслить, быть исполнительными, организованными, могли контролировать себя и давать себе оценку. Для этого учитель должен научить учеников правильно строить свою деятельность, т.е. быть компетентными, способными выживать в современном быстроменяющемся мире, научить ребенка работать в команде, привить навыки межличностного общения. Существует множество технологий обучения, которые направлены на формирование ключевых компетенций учащихся. Из многообразия современных образовательных технологий, я остановилась на проблемном обучении, но это не означает что нужно исключить иные технологии, а предполагает лишь ее преобладание. Изучение теории и практики показало, что эффективность применения проблемного обучения обусловлена тем, что оно настроено на психологической посылке, т.е. мышление не сводится лишь к оперированию готовыми знаниями, это продуктивный процесс, творящий новые знания, также данная технология приучает учащихся целенаправленно самостоятельно добывать знания. Применяя проблемное обучения на уроках химии резко меняется деятельность учителя и учащихся, т.е. традиционное обучение репродуктивного характера становиться продуктивным. Учитель меняет позицию с «Делай как я» на «Я вместе с тобой», при этом стиль общения учителя и ученика с монологичного переходит на диалогичный, и позиция ученика с «пассивного слушателя» переходит на «активный ученик». А учитель в прошлом – носитель информации становится организатором сотрудничества, консультантом. Следует отметить, что даже психологи признали, что начало и источник творческого мышления - это проблемная ситуация, вызывающая познавательную потребность. Все мы знаем, выдающихся деятелей педагогики Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, которые определили потребности как движущую силу развития личности. Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация, она вызывает познавательную потребность. Основатели теории развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов определили потребности как движущую силу развития личности. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемой. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Каждая проблема направлена на то, чтобы вызвать интерес, пробудить инициативу, побудить к деятельности. Проблема – это проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: знания, практический опыт. Итак, "проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки”. (М.И. Махмутов) Проблемное обучение включает в себя несколько этапов. 1) Подготовка к восприятию проблемы.
2) Создание проблемной ситуации.
3) Формулирование проблемы.
4) Процесс решения проблемы.
5) Доказательство правильности избранного решения. Способы создания проблемных ситуаций Использование противоречий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель Использование принципа историзма. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний Виды проблемных ситуаций Ситуация неожиданности
Ситуация конфликта
Ситуация предположения
Ситуация опровержения Методы проблемного обучения Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Способы решения учебных проблем К инновационным способам относятся такие способы решения проблем, как исследовательский, дискуссионный и игровой. Исследовательский способ решения позволяет приблизить процесс ученического познания к научному познанию Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося. Проектная деятельность создает условия для творческого саморазвития, закладывает основы постоянного самообразования и самосовершенствования. Диалогический способ познания – заключается в организации процесса решения проблемы в виде обмена мнениями, идеями ради поиска истины. Виды применяемых уроков: урок-дискуссия, урок-поиск, конференция. Игровой способ предполагает что, процесс решения проблемы строится не как научный спор, а как игра. В современном обществе "…преимущества имеют те, кто способен выстраивать отношения с другими людьми”1, те, кто правильно оценивают свои личностные особенности и особенности других людей, те, кто умеют объяснять и убеждать, те, кто способны уживаться с другими людьми. Применение инновационных способов решения проблем способствует формированию таких качеств личности, что является залогом успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. Поэтому, я думаю, что и вы уважаемые учителя, изучив данную статью и применив технологию проблемного обучения, убедитесь в ее эффективности.
Категория: Мои статьи | Добавил: mad (20.09.2012)
Просмотров: 817
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]