Главная » Статьи » Мои статьи

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
УДК: Г.К.Бекжанова
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Филиал "Назарбаев Интеллектуальная школа" физико-математического направления в г.Семей АО "Назарбаев Интеллектуальные школы" 071403, Республика Казахстан, г.Семей, 343 кв, ул.Кабылбаева 32, nissemey@gmail.com
Одной из актуальных проблем педагогики является осознание новой парадигмы образования, т.е. выработка соответствующей методоло- гии взаимодействия естественнонаучных и гуманитарных компонентов, как основ фундаментализации и их влияние, проникновение в профессио- нальный блок. Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Курс органической химии является второй дисциплиной после неорга- нической химии в цикле дисциплин по химической подготовке студентов технологических специальностей. Органические соединения составляют основу многих отраслей промышленности. Изучение органической химии играет важную роль в системе подготовки современных специалистов в кожевенной и меховой отрасли легкой промышленности. Последние деся- тилетия характеризуются широким внедрением в кожевенную и меховую отрасли новых синтетических дубителей, красителей и других отделочных органических материалов. В последнее время обнаруживается снижение интереса школьников к изучению предмета химии. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Анализируя результаты педагогической деятельности, можно прийти к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности учащихся. Проблемное обучение позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта обучения). Проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого пространства учебной деятельности, в которой ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Результативность применения проблемного подхода в учебном процессе можно оценить с помощью критериев: 1) наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться – смогу ли я разрешить проблему»); 2) наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно»); 3) переживание учеником субъективного открытия («я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон»); 4) отношение к новому знанию как к личностной ценности («мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти проблемы, эти знания мне пригодятся в жизни»); 5) овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результата деятельности. Проблемная ситуация в учебном процессе побуждает ученика искать способ объяснения или действия. Она содержит три главных компонента:
• потребность учащегося в новом знании или способе действия («хочу узнать ..., научиться ...»);
• неизвестное знание, которое учащийся должен освоить (по проекту педагогических целей урока);
• известные знания и сформированные умения («могу сам, без педагога»), усвоенные в ходе предшествующей учебы. Проблемная ситуация создается формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. Выявление противоречивости в проблемном задании приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознания недостаточности ранее усвоенных знаний. У школьников возникает субъективная потребность в новых знаниях. Организация на уроке проблемно-поисковой деятельности учащихся усиливает познавательный интерес, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Уроки становятся эмоционально насыщенными и практически значимыми. Так, например, применение проблемно-поисковой (исследовательской) технологии для организации учебной деятельности школьников при изучении темы «Металлы» имеет большую значимость, т.к. материал по данной теме в школьных учебниках не содержит ответов на многие вопросы, которые могут возникнуть у учащихся. Семинар-практикум — форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, то есть не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для интегральной технологии обучения. Использование компьютера при обучении химии способствует формированию таких общеучебных предметов и навыков как навык самостоятельного получения знаний, умение рационально распределять время при выполнении заданий, осуществлять самоконтроль и т.д. Использование компьютера содействует развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности. Рассмотрим возможность использования компьютерных технологий на конкретных примерах. Тема урока: Пространственное строение молекул углеводородов. На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное строение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двухмерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. Технология интерактивного трехмерного представления объектов позволяет производить необходимые действия не в голове, а прямо на экране и тут же видеть результат, а не представлять его. Неоценима роль такой технологии в процессе обучения для понимания учащимися ключевых понятий. Применение слайд-фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайд-фильма к уроку можно использовать информацию сети Интернет (например, ресурс "Компьютерное моделирование в преподавании химии:http://chemmodel.narod.ru/page2.html.”), электронные учебники (например, "1С: Образовательная коллекция. Органическая химия”), а также создавать материалы в программах Microsoft PowerPoint, ChemDrow и ChemLab. Применение компьютера при обучении химии должно быть лишь одним из средств получения знаний и разумно сочетаться с другими формами и методами обучения. Только в этом случае становится возможным повышение качества химических знаний учащихся. Проектно-исследовательская технология обучения В настоящее время в психолого-педагогической литературе и образовательной практике наряду с термином «проектно-исследовательская технология обучения» используются такие понятия, как «метод проектов», «технология проектной деятельности», «проектное обучение», «исследовательский проект». исследовательский метод определяется как способ организации поисковой и творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем; исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное решение обучающимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, выявление закономерностей; Учебным результатом проектно-исследовательской технологии обучения выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт, развитие исследовательских навыков, а не достигнутая в ходе реализации проекта практическая польза в каком-либо вопросе. Технология развития критического мышления Стремительное возрастание роли информационно-коммуникационных технологий, постоянное изменение объема информации вызывают необходимость поиска новых способов обучения. Одной из основных задач образования является развитие умений самостоятельно мыслить и находить вариативные пути решения проблем. В связи с этим актуализируется вопрос развития критического мышления обучающихся. В образовательной практике создана и успешно применяется технология развития критического мышления, позволяющая формировать умения работать с текстовой информацией, ставить вопросы, приводить обоснованные аргументы и принимать самостоятельные решения. Технология развития критического мышления основана на закономерностях взаимодействия личности и информации, позволяет преподавателю осуществлять обучение с использованием принципов сотрудничества и совместной деятельности. В технологии преподавания органической химии необходимо изменением самой методологии преподавания - введением нетрадиционных форм, методов и приемов: творческих семинаров, учебной конференции мировоззренческо-методологического характера, тематических коллоквиумов и т.д.
 
Список литературы: 1. Щепотин, А.Ф. Современные технологии обучения в профессиональном образовании / А.Ф. Щепотин, В.Д. Федоров. – М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2002. – 54 с. 2. Педагогические технологии / под общей ред. В.С. Кукушкина.–М.; Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»:Издательский центр «МарТ», 2006.–336с. 3. Д.Толлингерова, Д.Голоушова «Психология проектирования умственного развития детей»,Ростов н/Д, 1994. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М, 1998. 5. Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: , 1999.
Категория: Мои статьи | Добавил: Mendiar (26.09.2012)
Просмотров: 1487
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]